В расхожих представлениях одним из характерных признаков деятельности колдуна является совершение им таинственных манипуляций, призванных к изменению порядка окружающего мира. Маг над бурлящим чаном, творящий зелье, или пронзающий восковую куклу – характерная картинка, возникающая в умах обывателей даже при простом упоминании слова «колдовство». Однако, это лишь внешняя и далеко не самая важная сторона, которая необходима не столько для дела, сколько для делающего.
Ритуал есть начальный процесс реализации желаемого и его основная часть происходит не в материальном, а в ментальном, внутреннем мире ведьмы. Обряд начинается с воли, которая приобретает магическую силу посредством созерцания, размышления, медитации. В сущности, манипуляции необходимы для более чёткого оформления и усиления этого чувства, для его передачи во внешний, феноменальный мир.
Каждый маг имеет свой ритуал, зачастую создаваемый творчески, но все они подчинены некоей общей логике, обычно связанной с традициями конкретного места, или семьи. Например, ведьме надо проклясть какого-то человека и если она из народа издревле знакомого с железом, то обязательно ритуальным орудием мщения будет стальной и острый предмет – игла, гвоздь, кинжал. Можно сравнить русское ковать, ковка с коварный, ковы и тому подобное просто ввиду того, что издревле повелось кузнечное ремесло, а металлообработку вообще считать чем-то сопряжённым с магией хотя бы потому что железо имеет магнитные свойства. Колдун же из Полинезии, незнакомый с металлом, использует для тех же целей рыбью кость, или осколок чёрного камня. Однако в обоих случая цель их воли – кара для обидчика, будет достигнута. Следовательно, с материальной стороны выбор обрядной атрибутики имеет значение лишь для самого совершителя обряда. И чем более ритуал привычен для мага в своих утилитарных характеристиках, тем более он эффективен.
Ритуал так же полезен в развитии творческих способностей ведьмы. Действительно, для его совершения необходимы талант драматурга (литургиста). Ведь это должно быть некое различной степени сложности действо поэта\писателя для того чтобы составить текстовую часть – заговоры, молитвы, взывания и прочее. Художника и ремесленника, дабы изготовить необходимые изображения и предметы, иногда даже музыканта. Ритуал становится не просто заурядным способом нанесения вреда, или привнесения блага, а также самим стилем жизни мага, выражением его этических взглядов, его индивидуального мифа.
Человек слаб. Часто его подводит память, часто он совершает недоделки. Ритуал помогает сконцентрироваться. Лишь самые могущественные ведьмы и колдуны обходятся без обрядов вообще. На алтарях их сердец вечно горит магический огонь, все предметы сугубо визуальны, а их возможности колоссальны. Например, аэндорская волшебница, вызвавшая без всяких ритуалов дух пророка Самуила иудейскому царю Саулу, или германская колдунья, проклявшая всего парой слов римского императора Александра Севера, вскорости убитого своими же приближёнными и изменившая надолго политику Рима по отношению к германским племенам. Но для рядовой ведьмы внешний ритуал – это важное орудие духовного вспоможения.
Итак, обряд в деятельности мага служит следующим: дополнительным оформителем воли, передатчиком «из внутреннего во внешнее», необходимым аспектом творческого и личностного развития, а также внешней «подпоркой» духовного ремесла, позволяющей совершать желаемое более чётко и эффективно.