"Палия и Смолия": традиции и приметы этих праздников.
Палия и Смолия — это два небольших праздника. Разумеется, данные названия чисто народные, а на самом деле они именуются как день целителя Пантелеймона и Смоленской иконы Божией Матери. Празднуются они 9 и 10 августа по новому стилю. Конечно, они не являются великими торжествами, за исключением тех случаев, если это престольные праздники. Но в народе они достаточно известны, равно как и связанные с ними традиции:
1. Совершать водосвятный молебен. Освящение воды в принципе считается особенным церковным ритуалом, правда здесь речь идет о малом, а не великом водоосвящении (последнее совершается исключительно на Крещение). Воду от Пантелеймона непременно давали болящим, особенно тяжелым, умирающим, лежачим. Считалось, что если особенно усердно помолиться в день прославления известного православного целителя, то больному станет легче. Что касается Смолеи, то в некоторых храмах всем приходящим на литургию людям предлагалось набрать с собой воды с молебна. На улице устанавливались специальные чаны, чтобы всем хватило.
2. Собирать целебные травы и готовить отвары. Это было обязательным для различных знахарей: они верили, что приготовленные 9 августа снадобья имеют особенную силу.
3. Отказаться от полевых работ. Считалось, что великомученик Пантелеймон обязательно накажет тех, кто предпочитает житейские дела в день празднования его памяти. По поверью, люди боялись, что их убьет грозой за непослушание.
4. Печь пироги с капустой нового урожая. Август в принципе считался месяцем, когда все поспевает и распускается, поэтому наравне с медом, яблоками и хлебом некоторые прихожане освящали и капусту. После этого несли ее в дом и пекли пирожки, которыми непременно делились с нищими, родственниками и детьми. То же самое любили делать и на следующий день, особенно когда в городе или в селе церковь была освящена в честь какого-нибудь Богородичного праздника. По традиции в ней особо почитали все известные иконы Девы Марии. Смоленская является покровительницей путешествующих: перед ней молились за странников, бездомных, отдыхающих, находящихся в пути. После литургии благочестивые хозяйки угощали верующих пирогами и свежим компотом.
Таким образом, эти два торжества по-русски душевные и теплые. Они фактически преддверие предстоящего короткого, но строгого Успенского поста, начинающегося 14 августа. Поэтому христиане старались побольше и повкуснее поесть, развлечься, отдохнуть, наговориться, погулять, сходить в гости. На Палею и Смолею любили приглашать родственников и друзей, посещали вместе с ними церковь, читали акафисты и каноны, причащались, а потом садились за праздничный стол. Вторым блюдом была окрошка (причем традиционная, на квасе), молодой картофель с зеленью и растительным маслом и мясные котлеты. Помимо компота на стол ставили квас, пиво и вино, а на сладкое предлагали ягоды и фрукты (бананы, апельсины, песики, абрикосы). Главным десертом считался арбуз: его ели всей семьей.